Анкеты для родителей

Признаки тревожности (по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.) 

Критерии определения страха разлуки (по Б.Бейкеру и М. Алворду)  

Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу (по А.Захарову)

Критерии агрессивности у ребенка (по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.)

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Диагностические критерии агрессивности у подростков (с 11 лет)

Гиперактивный ли у Вас ребенок

Критерии выявления гиперактивности (по П. Бейкеру и М. Алворду)

Признаки импульсивности

Готовность ребенка к школе

 


 
Признаки тревожности
по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.
 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Признаки
Баллы
1.

Не может долго работать, не уставая

 
2.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

 
3.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

 
4.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

 
5.
Смущается чаще других
 
6.

Часто говорит о напряженных ситуациях

 
7.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

 
8.
Жалуется на страшные сны
 
9.

Руки у него обычно холодные и влажные

 
10.

У него нередко бывает расстройство стула или запоры

 
11.
Сильно потеет, когда волнуется
 
12.
Не обладает хорошим аппетитом
 
13.

Спит беспокойно, засыпает с трудом

 
14.

Пуглив, многое вызывает у него страх

 
15.

Обычно беспокоен, легко расстраивается

 
16.
Часто не может сдержать слезы
 
17.
Плохо переносит ожидание
 
18.
Не любит браться за новое дело
 
19.
Не уверен в себе, в своих силах
 
20.

Боится сталкиваться с трудностями

 
 

15-20 баллов – высокая тревожность

7-14 баллов – средняя тревожность

1-6 баллов – низкая тревожность

Дети с высоким уровнем тревожности требуют помощи со стороны родителей и психолога.

 

 
Критерии определения страха разлуки
по Б.Бейкеру и М. Алворду
 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Признаки
Баллы
1.

Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании

 
2.

Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет к разлуке с семьей

 
3.

Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо

 
4.
Постоянный отказ идти в детский сад
 
5.
Постоянный страх остаться одному
 
6.
Постоянный страх засыпать одному
 
7.

Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается

 
8.

Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.

 
 

Если хотя бы 3 черты проявлялись в поведении ребенка в течение 4 недель, то можно предположить, что у ребенка есть страх расставания.

Дети, страдающие страхом расставания, в самом деле, могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.

 

 
Оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу
по А.Захарову
 

Инструкция: оцените утверждения, которые касаются поведения вашего ребенка. Если обозначенная особенность поведения проявляется и, тем более, усиливается в последнее время, то пункт оцените в 2 балла, если обозначенная особенность проявляется периодически, то пункт оцените в 1 балл, если названная особенность не характерна для поведения вашего ребенка, выставляется 0 баллов

 
Признаки
Баллы
1.

Легко огорчается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу

 
2.

Если что-то не так – в слезы, плачет, не может успокоиться

 
3.

Вредничает без причины, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть

 
4.

Очень часто обижается, «дуется», не терпит никаких замечаний

 
5.

Слишком неустойчивое настроение, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно

 
6.
Все больше грустит и огорчается без причины
 
7.

Как и в первые годы жизни, снова сосет палец, все вертит в руках

 
8.

Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, неспокойно спит, часто просыпается ночью, не может утром сразу прийти в себя

 
9.

Становится слишком возбужденным, когда нужно сдерживаться, или заторможенным и вялым при выполнении чего-либо

 
10.

Появляются выраженные страхи, опасения, боязнь в каких-то новых, неизвестных или ответственных ситуациях

 
11.

Возрастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках

 
12.

Быстро утомляется, отвлекается, не может сконцентрировать внимание долгое время

 
13.

Все труднее найти с ребенком общий язык, договориться, ребенку не по себе, все время меняет решения, погружается в себя

 
14.

Начинает жаловаться на головные боли вечером и боле в животе утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; чешется без причины, аллергия, разные высыпания на коже

 
15.

Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает детсад или школу

 
 
Оценка результатов
30-20 баллов
Невроз у ребенка без сомнений
19-15 баллов
Невроз был или будет в ближайшее время
14-10 баллов

Есть признаки нервного расстройства, но они не обязательно достигают стадии заболевания (невроза)

9-5 баллов

Есть вероятность возникновения нервного расстройства, необходимо быть внимательным к состоянию нервной системы ребенка

4-0 баллов

Отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка

 
 

 
Критерии агрессивности у ребенка
по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
 

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл

 
Признаки
Баллы
1.

Временами кажется, что в него вселился злой дух

 
2.

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен

 
3.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

 
4.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

 
5.

Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 
6.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 
7.
Он не прочь подразнить животных
 
8.
Переспорить его трудно
 
9.

Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 
10.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех

 
11.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

 
12.
Часто не по возрасту ворчлив
 
13.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 
14.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 
15.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

 
16.

Легко ссориться, вступает в драку

 
17.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 
18.

У него не редки приступы мрачной раздражительности

 
19.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

 
20.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

 
 

15-20 баллов – высокая агрессивность

7-14 баллов – средняя агрессивность

1-6 баллов – низкая агрессивность
 

Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.

 
 

 
Диагностические критерии агрессивности 
для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
 
Признаки
Баллы
1.

Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряет контроль над собой

 
2.

Часто спорит, ругается с детьми и взрослыми

 
3.

Намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять их просьбы

 
4.

Часто винит других в своем «неправильном» поведении и ошибках

 
5.
Завистлив и мстителен
 
6.

Часто сердится и прибегает к дракам

 
 

Если в течение 6 месяцев и более одновременно и устойчиво проявлялись хотя бы 4 критерия, то такого ребенка можно назвать агрессивным, требующим помощи родителей и психолога.

  



 

Диагностические критерии агрессивности у подростков (с 11 лет)

 
Признаки
Баллы
1.

Угрожает другим людям (словесно, взглядом, жестом)

 
2.
Инициирует физические драки
 
3.

Использует в драке предметы, которые могут ранить

 
4.

Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делаю больно)

 
5.

Воровство по отношению к человеку, который не нравится

 
6.
Намеренная порча имущества
 
7.
Шантаж, вымогательство
 
8.

Отсутствие дома ночью без разрешения родителей

 
9.
Побег из дома
 
10.

Не ходит в школу либо выгнали из школы

 
 

Если в течение 6 месяцев и более одновременно проявляются как минимум 3 критерия, то такого подростка можно назвать агрессивным, требующим помощи родителей и психолога.

 

 


 
Гиперактивный ли у Вас ребенок

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев?

Принимает только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

 
Признаки
Баллы
1.

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпимости)

 
2.

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий

 
3.

Легко отвлекается на посторонние стимулы

 
4.

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

 
5.

Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен

 
6.

С трудом исполняет инструкции взрослых

 
7.

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях

 
8.

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое

 
9.
Во время игр беспокоен
 
10.
Часто чрезмерно разговорчив
 
11.

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»

 
12.

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

 
13.

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)

 
14.

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)

 
 
Общее количество баллов
 
 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо проконсультироваться со специалистом.

  
 

 
Критерии выявления гиперактивности
по П. Бейкеру и М. Алворду
 
Дефицит активного внимания
1.

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание

 
2.

Не слушает, когда к нему обращаются

 
3.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

 
4.

Испытывает трудности в организации

 
5.
Часто теряет вещи
 
6.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

 
7.
Часто бывает забывчив
 
Двигательная расторможенность
1.
Постоянно ерзает
 
2.

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то)

 
3.

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве

 
4.
Очень говорлив
 
Импульсивность
1.

Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

 
2.

Не способен дождаться своей очереди часто вмешивается, прерывает

 
3.
Плохо сосредоточивает внимание
 
4.

Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)

 
5.

Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

 
6.

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет.)

 
 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить наличие гиперактивности. В таком случае необходимо обратиться к специалисту: психологу и невропатологу.

  
 

 
Признаки импульсивности
 
1.

Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный)

 
2.

У него часто меняется настроение

 
3.

Многие вещи его раздражают, выводят из себя

 
4.

Ему нравится работа, которую можно делать быстро

 
5.
Обидчив, но не злопамятен
 
6.

Часто чувствуется, что ему все надоело

 
7.

Быстро, не колеблясь, принимает решения

 
8.

Может резко отказаться от еды, которую не любит

 
9.
Нередко отвлекается на занятиях
 
10.

Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ

 
11.

Обычно уверен, что справится с любым заданием

 
12.

Может нагрубить родителям, педагогам

 
13.

Временами кажется, что он переполнен энергией

 
14.

Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит

 
15.

Требует к себе внимания, не хочет ждать

 
16.

В играх не подчиняется общим правилам

 
17.

Горячиться во время разговора, часто повышает голос

 
18.

Легко забывает поручения старших, увлекается игрой

 
19.

Любит организовывать и предводительствовать

 
20.

Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других

 
 

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 баллов – о средней и 1-6 баллов – о низкой импульсивности.

 

 


 

Готовность ребенка к школе
 
Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.
Определить, готов ли Ваш ребенок к школе могут специалисты – педиатры, психологи, педагоги.
 
А анкеты, приведенные здесь, помогут Вам сориентироваться в этом вопросе и определиться, необходима ли Вашему ребенку консультация специалиста.
 
Беседа о школе
(автор Т. Нежнова)
 
Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным.
Вопросы беседы
Варианты ответов
1.
Ты хочешь идти в школу?
А – очень хочу (2 балла)
Б – так себе, не знаю (1 балл)
В – не хочу (0 баллов)
2.
Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учебе, занятиям: хочу научиться писать, читать, хочу быть грамотным и умным, хочу много знать, узнавать новое (2 балла)

Б – интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, портфель, книжки (1 балл)

В – внешкольные интересы: надоело в саду, в школе не спят днем, там весело, все дети идут в школу (0 баллов)

3.

Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься к школе?

 А – освоение определенных навыков письма, чтения, счета: мы с мамой учили буквы, считали, решали задачки (2 балла)

Б – приобретение школьной формы, школьных принадлежностей (1 балл)

В – занятия, не касающиеся школы (0 баллов)

4.

Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.)

А – уроки, школьные занятия, аналогов которых нет в дошкольной жизни ребенка (2 балла)

Б – внешкольные занятия и другие, не связанные с учебой моменты: перемены, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса и т.п. (1 балл)

В – уроки художественно-физкуьтурного цикла, знакомые и близкие ребенку по дошкольному детству (0 баллов).

5.

Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал (2 балла)

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование (1 балл)

В – занятия, не имеющие отношение к школе: игры, помощь по хозяйству, уход за животными и т.п. (0 баллов)

 
Результаты

Уровень формирования внутренней позиции школьника

Характеристика
Результат 
Достаточный

Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция школьника сформирована достаточно)

10-9 баллов
Начальный

Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

8-5 баллов
Низкий

Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована)

4-0 баллов
 
 

 
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?
  • Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже всего. Если да, то почему?
  • Мне кажется, что мой ребенок будет часто обижать других детей. Если да, то почему?
  • Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  • Ребенок может спокойно учиться только тогда, когда учительница – его собственная мать. Если да, то почему?
  • Трудно представить себе, что первоклассник может быстро научиться писать, читать, считать. Если да, то почему?
  • Боюсь даже подумать, что ребенок днем не будет спать. Если да, то почему?
  • Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
  • Мой ребенок не ходил в детсад и никогда не разлучался с матерью.
  • Я боюсь, что дети будут насмехаться над моим ребенком. Если да, то почему?
  • Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  • Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
 
 

 
Готов ли ребенок к школе?
  • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  • Может ли он самостоятельно заниматься каким-то делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор, пазлы)?
  • Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних.
  • Умеет ли ваш ребенок составить рассказ по картинке, не меньше, чем из 5 предложений?
  • Может ли он рассказать наизусть несколько стихов?
  • Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
  • Умеет ли посчитать до 10 и обратно?
  • Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
  • Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
  • Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
  • Может ли ребенок собрать пазлы из 5 частей за минуту?
  • Знает ли ребенок названия домашних животных?
  • Может ли обобщать понятия (назвать одним словом помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли ребенок самостоятельно работать – рисовать, собирать мозаику и т.п.?
  • Может ли ребенок понять и точно выполнить словесную инструкцию?
 

Ответы «нет» могут указывать на возможные трудности Ваши и Вашего ребенка с началом обучения в школе.

 

07.06.2009   Рубрики: Подготовка к школе, анкеты, анкеты родителям первоклассника, воспитание, родители и дети, родителям первоклассника

Написать комментарий