Хотите, что бы подросток вас услышал? Часть 2

Часто дети не знают, что хотят, что им интересно. Значит, не нашли еще себя, не почувствовали, значит, долго жили по чужой указке и потеряли связь с собой. Помочь восстановить ее – задача родителей. Понаблюдайте за ребенком, чем он интересуется, что ему нравится. Попробуйте учитывать его интересы, и свои в вашей повседневной жизни. Это научит его считаться с теми, кто рядом, чувствовать себя и других.

Задумайтесь, насколько ваша жизнь в семье интересна, как часто всей семьей вы чем-то занимаетесь, где-то вместе бываете. Есть ли у вас самих интересы, желания, умеете ли вы их осуществлять в своей жизни? Бывают ли моменты, когда можно просто поговорить по душам? Может ответы на эти вопросы помогут взглянуть на ситуацию общения с вашим ребенком с другой точки зрения и подскажут вам как поступать.

Позиция родителя в общении с подростком только поддержкой и пониманием не ограничивается. Есть другая сторона отношений – это обязанности и ответственность.

Важно детям давать возможность принимать свои решения, даже если они могут оказаться ошибочными. Хватит стелить соломку на каждом шагу! Ошибки в жизни учат многому. Ведь мы их ярко переживаем, это наш собственный опыт, он ценнее многих готовых истин. Принимая решения, ребенок начинает брать ответственность на себя, начинает понимать, что ошибаться не так уж страшно. Так формируется ответственность и самостоятельность. И здесь помощь родителей очень важна. Можно вместе посмотреть, что сделал, а что хотел сделать. Где произошла ошибка, и как можно выйти из создавшейся ситуации. И если такой опыт подросток получит в семье при тонком участии взрослого, это будет важным приобретением на пути во взрослую жизнь.

Выполнение обязанностей – больная тема в общении с подростком. На первый взгляд это нужно взрослым: «Помой посуду! Сделай уборку, уроки и т.д.» И так легко опять скатиться на давление и претензии. А в ответ незамедлительно столкнуться с агрессией, недовольством и сопротивлением.

На самом деле это нужно подростку не меньше, чем родителям. Взрослого человека отличает способность пользоваться правами и выполнять обязанности. Так не просто научиться делать то, что нужно, а не то, что хочется. Этот важный опыт ребенок получает преимущественно в семье.

В отношении обязанностей родителям важно уходить от давления и манипуляций. А как же влиять на подростка тогда? Вряд ли он вдруг полюбит уборку или уроки. Да, вряд ли. Но ведь взрослые чем-то руководствуются, выполняя свои обязанности? В случае уборки – это ценность чистоты и комфорта в доме, в случае приготовления пищи – ценность заботы о близких и т.д. Мы заговорили о ценностях. Взрослые ими все время руководствуются, а подростку важно помочь их сформировать, помочь ответить на вопрос: «Ради чего он должен иногда отказываться от удовольствий игры на компьютере или общения с друзьями?»

Разговор о ценностях поможет вашему ребенку задуматься о себе, о своей жизни сейчас, о своем будущем. Поэтому лучше, чтобы родители задавали открытые вопросы и не спешили сами отвечать за ребенка. Цель беседы – создать комфортные условия для размышлений, а взрослые задают лишь направление этих размышлений. Поиск ответов позволит подростку понять себя и наладить связь с самим собой. И важно не только то, что говорят родители, но и то, как они говорят, с какими чувствами.

Понятно, что перестроить свое общение за один раз не удастся. Главное – не терять веру и терпение, искать пути сближения и восстановления доверия. Нужно быть готовым к привычным реакциям вашего ребенка. Может быть, он поведет себя отстраненно или раздражительно, может, отмахнется от вас. Эти стереотипы общения не так легко преодолеть. Важна ваша твердость в выбранном движении навстречу и желание быть рядом со своим ребенком в его непростые времена.

03.07.2008  Метки: , , , ,   Рубрики: Cтатьи, Подростки

Написать комментарий